Полина Артёмкина (Новосибирск)
Кино кончилось давно..
Мне скучно смотреть сегодня кино,
Кино уже было вчера
Потерял аппетит и не хочешь сходить в кино…
Ты так любишь кинотеатры,
Мы вряд ли сможем быть вместе
Раньше я читал книги, А теперь я их жгу
Чтение книг – полезная вещь, Но опасная, как динамит
Герою песен не нравится ни кино, ни книги, ибо это чужие слова. А что же ему нравится? Песня, музыка и танец:
Эй, а кто будет петь, если все будут спать?
Кто из вас вспомнит, чувствуя холод приклада, Музыку волн, музыку ветра?
Мы будем делать всё, что мы захотим, А сейчас мы хотим танцевать
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окнаСлово окно в песнях Цоя можно просто не заметить – настолько это обыкновенный для нас предмет. Чем труднее обнаружить это слово в песнях, тем выше оказывается ценность его значения в контексте всего творчества – самая трудность распознавания этого слова увеличивает его значимость. Через окно, равно как и через очки, человек смотрит на мир, и если он не будет осознавать этого факта, восприятие мира не будет адекватным – не учитывая границ зрения-видения, можно непроизвольно их перейти, тем самым возникнет симулякр – власть лжепретендента: очи окажутся в плену у окон и очков. В песнях Цоя осознаётся эта опасность, отсюда желание героя видеть и само слово вижу, которые вместе с другими глаголами восприятия обретает смысл знаю:
Я надел свои очки и не вижу ничего
Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив
На экране окна сказка с несчастливым концом
Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив
Я вижу, как волны смывают следы на песке,
Я слышу, как ветер поёт свою песню
Я слеп, но я вижу тебя,
Я глух, но я слышу тебя
А мне приснилось, миром правит любовь, А мне приснилось, миром правит мечта…
Я направляюсь домой, я улыбаюсь
Гуляю, целый день гуляю,
Что дальше делать, я не знаю
Пустынной улицей вдвоём
С тобой куда-то мы идём,
Я курю, а ты конфетки ешь
Может быть, завтра с утра будет солнце
Солнце моё, взгляни на меня,
Моя рука превратилась в кулак
Солнечный день в ослепительных снах
Ночь коротка, цель далека..
Теперь ты видишь солнце –
Возьми, это твоё
Зайди в телефонную будку,
Скажи, чтоб закрыли дверь
В квартире твоей
Снимай свою обувь –
Мы будем ходить босиком
Пей да гуляй, пой да танцуй,
Я с тобой пока
Дальше действовать будем мы
Мы будем делать всё, что мы захотим,
А сейчас мы хотим танцевать
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу
И думаешь: плыть или не плыть
Я попал в сеть, и мне из неё не уйти –
Твой взгляд бьёт меня словно ток
Звёзды, упав, все останутся здесь
Навсегда
Где бы ты не был, чтоб ты ни делал,
Между землёй и небом война
Это наш день – мы узнали его
По расположению звёзд,
внезапно в вечность вдруг превратился миг
…и больше нет ничего – всё находится в нас
Виктор, ты ангел
Минск не забудет Цоя
Где память есть, там слов не надо и т.д.
Есть два цвета – чёрный и белый,
А есть оттенки, которых больше
И нам нет никакого дела,
До тех, кто чёрный, кто белый,
Мы, дети проходных дворов,
Найдём сами свой цвет
Возможен вариант, где выражен только адресат, субъект же и предикат имплицированы:
Я хочу быть с тобой
Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне
Миф – это то, на основе чего функционирует рецептивная эстетика, которая заимствует из мифа свою рецептивную часть. Рецепцией – восприятием – в мифе занимается уже не исследователь, а адресат, который и есть личность. Мифу не требуется исследователь для "анализа творчества"[2,205], ибо, являясь самосознанием, миф сам себя осознаёт:
...Он не знает слова да и слова нет
Он не знает ни чинов, ни имён
И способен дотянуться до звёзд,
Не считая, что это сон
Верь мне, и я сделаю всё, что ты хочешь
Я – свой сын, свой отец, свой друг и свой враг