[H а з а д] |
"Любая форма - это пустота, но что это значит? Это значит, что пустота это любая форма." (с) Чапаевпустота - это id, в котором все возможно. Современная мифология легализуется в романе через видения Петьки в дурке, это крайняя точка приближения комиссара к нашей реальности. Петька меняет нашу реальность вместе с нами, вот в чем дело, а ведь одновременно с этим он меняет наши мозги, n'est ce pas? читатель, раскачиваясь между реальностями, реализованными в сознании Петьки, встраивается в них, он сам становится пустотой - всем и ни чем.
Любой роман, безусловно, является структурой целостной, пусть это даже не сразу заметно. Эта целостность реализуется на базе глубинных структур сознания читателя потому как достигается не путем заранее оговоренных предписаний или неписаных, но достаточно устойчивых и осознаваемых правил, как это было в литературе более ранних эпох, а каждый
"- Ребята! - надсаживая голос, крикнул он [Чапаев]. - Собрались вы тут сами знаете на што. Неча тут смозоливать. Всего навидаетесь, все испытаете.Это цитата из Пелевина. А вот соответствующий эпизод из Фурманова:
Нешто можно без этого? А? На фронт приедешь - живо сенькину мать куснешь. А што думал - там тебе не в лукошке кататься...
<...>
- Только бы дело свое не посрамить - то-то оно, дело-то!... Как есть одному без другого никак не устоять... А ежели у вас кисель пойдет - какая она будет война?.. Надо, значит, идти - вот и весь сказ, такая моя командирская зарука... А сейчас комиссар говорить будет.
Чапаев отошел от ограждения.
<...>
Заговорил Фурманов:
- Товарищи! Остались нам здесь минуты. Пробьют последние звонки, и мы отплывем к мраморному, могучему берегу - скале, на которой и завоюем свою твердыню..."
"С гордостью, любовью, с раскрытым восторгом смотрела на них и говорила про них могутная черная рабочая толпа.
- Научатся, браток, научатся... На фронт приедут - там живо сенькину мать куснут...
- А што думал - на фронте тебе не в лукошке кататься...
И все заерзали, засмеялись, шеями потянулись вперед.
<...>
Из толпы пробрался, влез на ящик одетый в желтую кацавейку, в масленую кепку, в валеные сапоги - старый ткач. Морщинилось темными глубокими полосами иссохшее лицо старика, шамкали смутным шепотом губы. По мокрым, но светлым глазам, по озаренному лицу,словно волны, подымались накаты безмерной радости. - Да, мы ответим... ответим...- Он замялся на миг и вдруг обнажил сивую, оседелую голову.- Собирали мы вас - знали на што! Всего навидаетесь, всего испытаете, может, и вовсе не вернетесь к нам. Мы, отцы ваши - ничего, что тяжело,- скажем как раз: ступайте! Коли надо идти - значит, идти.
Неча тут смозоливать. Только бы дело свое не посрамить,- то-то оно, дело-то! А в самые што ни на есть плохие дни и про нас поминайте, оно легче будет. Мы вам тоже заруку даем: детей не остать, а дадим! Известно, дадим - на то война. Нешто можно без того..."
Пелевин переварил множество идей и сотворил сплав - растворение личности в толпе, растворение романа в цитируемых текстах, в интертексте, культурном контексте, сравните:
"Барон подошел к костру; навстречу ему поднялись бородатые мужики в защитной форме и косматых желтых папахах.Например, эта цитата из Пелевина чрезвычайно напоминает эпизод из романа "как закалялась сталь"
- Здорово, ребята! - зычно заорал Юнгерн залихватским командирским басом, - как оно?
- Стараемся, ваше высокоблагородие! Ничего, живем! Слава Богу! - послышалась разноголосица в ответ. Барона обступили со всех сторон, и он совершенно скрылся из виду. Чувствовалось, что бойцы его любят".
"когда к костру незаметно подъехал с комиссаром командир полка товарищ Пузыревский, он увидел одиннадцать пар глаз, неподвижно уставленных на чтеца. <...>
- Здравствуйте, товарищи! - крикнул он громко. Все обернулись. Легко спрыгнув с седла, командир подошел к сидящим.
- Греемся, друзья? - спросил он, широко улыбаясь, и его мужественное лицо со слегка монгольскими, узенькими глазами потеряло суровость.
Командира встретили приветливо, дружески, как хорошего товарища. Военком оставался на лошади, собираясь ехать дальше".
"абсолютная пустота - родина, мать - нерожденное"система такого рода не может быть стабильной - она тяготеет к саморазрушению через самопознание; точнее, через самоопределение и осознания своей истинной сущности, открывающейся с помощью "глиняного пулемета", показывающего истинную природу вещей - пустоту. Определение подобного феномена дал Джойс в "Поминках по Финнегану" - хаосмос (chaosmos). То, что казалось шуточкой, в течение последних десятилетий стало наполняться научным смыслом. Идеи Ильи Пригожина, Митчела Фейгенбаума и других авторов "теории хаоса" заложили основы нового, некласиического понимания системности. Постмодернизм развивался, так сказать, параллельным маршрутом их теориям, но внутри той же парадигматической рамы, так что сопоставления между теориями хаоса и постмодернизмом вполне естественны. Илья Пригожин определяет хаос как систему, активность которой противоположна
"безразличному беспорядку, царящему в состоянии равновесия: никакая стабильность более не обеспечивает правильности макроскопического описания, все возможности актуализируются, сосуществуют и взаимодействуют друг с другом, а система оказывается в одно и то же время всем, чем она может быть".Блестящее подтверждение этому тезису можно увидеть в романе Пелевина:
[H а з а д] |