Вилен БАРСКИЙ (Дортмунд, Германия)
ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ
одноактная пьеса
для четырех исполнителей:
трех актеров и пылесоса
Сценическая площадка находится на
уровне пола зрительного зала и с
трех сторон окружена зрителями. На
сцене и в зрительном зале полный свет. Актеры
– 1-й и 2-й –
появятся с четвертой стороны сцены. Перед началом действия с
этой стороны спускается большая таблица с надписью (черным по белому):
ВЫСОКОГОРНЫЙ САНАТОРИЙ
ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ
Надпись должна быть хорошо видна зрителям.
персонажи:
1-й – ЧСЧС (человек с чистой совестью) одет в
белую униформу. На груди черная надпись: ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ.
2-й – ЧСНС (человек с нечистой совестью) одет в обычный черный
потертый костюм. На груди белая надпись: НЕЧИСТАЯ СОВЕСТЬ.
3-й СЗ (страж закона) в форме сержанта милиции.
На сцене появляется 1-й – ЧСЧС с портативным пылесосом в руке.
1-й (обращаясь к зрителям)
"Да жалок тот в ком совесть нечиста"
Помните?
Но ведь можно и так:
"Да жалок нечиста в тот совесть ком" или:
"В ком совесть жалок тот да нечиста" или:
В ком совесть нечиста тот совесть да" или:
но пожалуй первый вариант самый доступный:
"Да жалок тот в ком (на этих словах появляет 2-й ЧСНС)
совесть нечиста-а-аааа!!!" (вопит подбегает ко 2-му стремясь почистить его
пылесосом. Шум мотора. 2-й убегает. 1-й преследует его. Чистит 2-го на
бегу. 2-й может падать переворачиваться ползать и т.д. – Пантомима)
Оба остановились. Тяжело дышат. 2-й протягивает 1-му руку. Рукопожатие.
2-й Спасибо
ибо спас
сесибо Я измеился. Я помолодел. Мне стало легче дышать. С
меня сняли какую-то тяжесть
какую-то жесть (пауза)
Хотя пожалуй я такой же как прежде. Больше того – я постарел.
Мне стало тяжелее дышать. Тяжесть!
я жесть!
жесть!
(читает надпись на униформе 1-го) Чистая совесть!
есть! есть!
месть! Месть!
кровная месть!
кровная!
кровь на я!!
Месть горца бытра и неотвратима!
Бытима и остра! Стра и тима!!! (С криками "Стра и тима!!!" "Стра и
тима!!!" выхватывает у 1-го пылесос и гонится за ним [за
1-м] – Пантомима чистки подобная предыдущей).
после очишения 1-го:
1-й Послушай. Произошла ошибка. Я же сотрудник санатория "чистая совесть". И это предполагает у меня чистую чистейшую наичистейшую совесть. Итак ты почистил чистое чистейшее наичистейшее!
почистил чистое!
очистил истое!
чистил стое!
истил тое!!
стил ое!!
тил е!!!
2-й Месть
есть
месть. Твое "чистое вычищено. Прилагательное. Его нет.
То есть оно не есть
Есть только совесть
Только совесть
весть
есть
1-й Итак ошибка. Совесть без плюса
и минуса. Существительное без прилагательных. Это что-то новое. Ошибка рождает новое. То есть ты – чью нечистую совесть я очистил от НЕ и сделал чистой совестью – мою чистую совесть очистил от ЧИСТАЯ и сделал ее совестью.
Это что-то новое.
Новое требует новых решений. (Снимает белую униформу обнажаясь.
Белое лежит на сцене).
2-й Твоя решительность решила все. Чистому чисто в белом. (Снимает черный костюм. Переодевается в белую униформу. На сцене остается черное. Поднимает со сцены какой-то предмет выпавший во время переодевания. Рассматривает. Протягивает 1-му).
Это твое удостоверение.
1-й (не двигаясь)
Прочти пункт I.
2-й (читает)
При входе и выходе из санатория "Чистая совесть" каждый сотрудник санатория обязан предъявить свое удостоверение. Без белой формы удосоверение и без удостоверения белая форма недействительны.
1-й Ясно?
2-й Ясно.
Как же быть теперь?
1-й Как же быть теперь же как?
2-й Тебе же – как?
1-й Как же – тебе?
2-й Мне?
1-й Тебе. Триада налицо: раз – два – три (считает – на каждом счете выпрямляя по пальцу. Сначала указательный потом средний потом безымянный)
раз! – у тебя чистая совесть
два! – у тебя пропуск в "Чистую совесть" (указывает на таблицу)
три! – у тебя униформа "чистая совесть"
2-й Что ты этим хочешь сказать?
1-й О Триада! О Троица! О Божественная!
2-й Ты что хочешь продвинуть меня?
хочешь двинуть меня?
хочешь вынуть меня?
жертвануть
собой ради меня?
1-й Да. Я хочу пожертвовать тобой ради себя.
2-й Собой ради меня?
1-й Тобой ради себя.
2-й Моей чистой совестью которую ты сам создал?
1-й Да.
2-й Моим здоровьем. Ведь чтстота совести – залог здоровия.
1-й Да но нет.
2-й Выходит ты работал впустую работу пустую.
1-й Новое требует новых решений.
2-й Ты неумолим.
1-й Я неумолим.
2-й Я неумолим! Я вызываю тебя на дуэль!!
1-й Дуэль давно вышла из моды но моды выходят из давно.
2-й Я предлагаю дуэль на зеркальных триадах.
1-й (пародируя телефонистку)
Вызов принят. Ждите.
2-й Надо бросить жребий.
1-й (вынимает монету из кармана у 2-го – из кармана своей бывшей униформы)
Орел или решка?
2-й Решка.
1-й (бросает монету)
Решка!
(показывает ее 2-му)
Начинаешь ты.
(Оба становятся в центре сцены спина к спине. Расходятся с одинаковым жестом: с согнутой в локте прижатой к боку правой рукой. Кулак ее с выпрямленным и направленным вверх указательным пальцем поднят к правому плечу имитируя пистолет. Каждый делает три шага. Оба одновременно останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу. Во время дуэли оба должны постепенно приближаться один к другому. Скорость и громкость произнесения слов которые выкрикиваются во время дуэли нарастает. К концу напряжение достигает высшей точки. Последние слова идут как бы на истерическом вопле.
Ритуальность сцены должна быть одновременно и серьезной и пародирующей серьезность. Истерический энтузиазм должен соединяться с юмором. Речь идет о том как двигаться и как говорить. Последние замечания относятся также ко всей пьесе в целом.)
2-й Начинаю я!
2-й 1-й
! жар – раж !
! бар – раб !
! вор – ров !
! мир – рим !
! мор – ром !
! тол – лот !
! зал – лаз !
! вол – лов !
! гол – лог !
! гул – луг !
! кал – лак !
!! бук – куб !!
!! сук – кус!!
!! док – код !!
!! рот – тор !!
!! кит – тик!!
!! кот – ток !!
!! мот – том !!
!! шут – туш !!
!! фут – туф !!
!! год – дог !!
!! гул – луг !!
!!! рис – сир !!!
!!! вес – сев !!!
!!! нос – сон !!!
!!! пас – сап !!!
!!! воз – зов !!!
!!! мим – мим !!!
!!! око – око !!!
!!! кок – кок !!!
!!! дед – дед !!!
!!! боб – боб !!!
!!! пуп – пуп !!!
!!! пост – стоп !!!
!!! марс – срам !!!
1-й (продолжает вопить)
Ты проиграл! Четыре буквы! Пост – четыре буквы! Стоп!" Марс – четыре буквы! Срам! Ошибка рождает новое. Новое требует новых решений!
(хватает пылесос и чистит 2-го. – Пантомима. 2-й во время чистки стоит неподвижно)
Теперь мы равны
так же как теперь мы равны
так же как твое прилагательное уничтожено
так же как мое
так же как надписи на костюмах нам уже не нужны
так же как я отыграл свой костюм но тебе
так же как мне он не нужен
так же как
2-й Я проиграл но выиграл я. Освобождаюсь. (обнажается. Белая одежда – на сцене рядом с черной).
Теперь мы равны.
1-й Но перед кем?
2-й Друг перед другом.
Свисток. Появляется 3-й – СЗ (страж закона). Свисток должен прозвучать среди зрителей. СЗ появляется после этого в проходе между рядами быстро идет по нему к сцене и подходит к обоим персонажам.
СЗ (козыряет)
Граждане я вас задержу (свистит)
я вас держу за нарушение общественнного порядка (свистит поднимает белую и черную одежду)
я вас держу за вещественные доказательства (читает надписи на одежде)
я вас держу за существительные и прилагательные (свистит)
Следуйте следом за мной.
1-й (обращаясь ко второму)
Равенство расширяется. Мы уже равны не только друг перед другом но и перед законом.
2-й Это только начало.
1-й Начало это только конец.
Порок наказан – добродетель торжествует.
2-й Порок наказан – добрые дети торжествуют. (проносится как эхо)
СЗ Только без антиарабских поговорок!!
Следуйте следом за мной
следуйте следом
след в след!
след в след!
след в след!
("след в след" произносится на манер команды "ать-два" и в ритме шагов)
Уходят маршируя.
1977