борис шифрин (Санкт-Петербург)
Разливы вялотекущих рек.
1.
Он оказался среди не менее таких же как он, даже более таких же.
Перелил воду из банки в стакан. Потом обратно.
Наблюдал движение таракана в электрическом свете. Кто-то проходя погасил свет. Он продолжил мысленное наблюдение за тараканом.
В их распоряжении была квартира из n = 4 комнат с более или менее работающим электричеством, с так называемыми удобствами. Их и показывали вновь пришедшему
это вон там.
Но пришедший интересовался иным. Э – говорил он. Э… а где у вас тут неудобства?
Неудобства тоже показывали.
2.
Почему они засиживались? Да, действительно, это трудно объяснить.
Они боялись ложиться.
Ложась человек ведь не знает, проснется ли он.
И потом, а как это вообще кое-кому удается – проснуться? Нельзя же самому разбудить себя. Но кто другой сделает это.
Они договаривались об очередности, но все равно, доверия ни в ком не было.
На рассвете дождь стучал в окна, как слепой.
Часам к четырем некоторые начинали падать. Застывали они на месте. Спали, опустив лоб в чашку.
Человек лез под стул за упавшей пуговицей, да так там и оставался, обняв ножку стула. Вновь пришедшему открылось бы зрелище лежащих вповалку тел, иногда перегораживавших пороги комнат. У некоторых рты были открыты. Внутренние эти помещения можно было бы осмотреть, подсветив фонариками.
3.
Он особенно полюбил ходить в Некрополь; началось это случайно.
Памятник Чайковскому ему не нравился, существо с крыльями на переднем плане смотрело нежно…нет, ангел должен быть грозен.
Но по соседству пребывал в виде памятника Бородин, с каким-то орнаментом по краю; в орнаменте и впрямь было половецкое что-то.
Нравилось, что взгляд человека был тверд и спокоен, как и полагается естественнику (химик все-таки). Приходить стал раз в неделю, и обязательно беззащитной уже ладонью – без перчатки, о да! – стряхивал с головы композитора снеговой капор, чистил ему бородку и щеки.
Зачем он это делал?
Делал и все тут.
Но, если задуматься, он ведь был единственным человеком в мире, стряхивавшим снег с автора половецких плясок.
Очевидно, это придало смысл его существованию. Иными словами, ему повезло найти незанятую вакансию. Придумать ее. Некую нишу в универсаме… оговорились, в универсуме.
Он мог бы написать об этом своем занятии в любой анкете. Теперь никто не смеет спросить его, зачем он тут на заснеженной улице будто бы Петербурга; зачем останавливается, дышит, глазеет по сторонам. То есть наоборот, пусть спрашивают. Он не отведет глаз.
4.
Когда у него заводились деньги, он запихивал купюры в разные места стеллажа, между книгами.
Процедура заключалась в том, что, извлекая при необходимости эту самую бумажку, он заменял ее картонным жетончиком, дабы позже не мучиться и не искать понапрасну. Жетончики временами надо было выкидывать, -но когда именно наступало такое время?
В этом-то и была загвоздка. Когда выкидывать жетончик?
5.
Проблема отпадала в тех случаях, когда домашние переставляли книги. Тогда деньги и жетончики перепутывались, и все утрачивало смысл. То есть становилось очевидным, что ценные предметы, если назвать их объектами типа А, надо перемежать не-вещами или объектами типа Б.
Но предметы Б тоже ценны, потому что, стоит им утратить свою функцию – вся гармония мира летит к чертям.
Он мог бы и раньше задуматься об этом, наблюдая, как снуют в своих армяках сборщики мусора у ближайшей свалки.
6.
Однажды - в самом начале 90-ых - он увидел в соседней подворотне, в полупустом мусорном контейнере, девушку, простоволосую, с голыми ногами. Она сидела с краю, ближе к дну, окруженная тряпьем, кожурой, одним словом, отбросами, - и читала. На него она и не посмотрела; но минут через пять вылезла из своего убежища. Постояла босая на снегу, пошла.
Позже он приметил на лотке в метро ту книгу - обложку с уводящими в глубь глазами мудреца, - седые были глаза, и глядели сами по себе. Вероятно, так поощряют к отрешению от страстей. Какой-то Шри Ауробиндио, так что ли? Можно уточнить имя. Но теперь уже и от имени шел тот тошнотворный запах.
7.
Посажен человек в клетку, вернее, не сидит, а снует туда-сюда, плюёт в злобе (лет 200 назад говорили с ударением на первом слоге, плюет), - стукается о прутья.
Снаружи стоят. Один говорит:
Ну что ж это ты, братец. Посмотрел бы ты на себя со стороны.
8.
Как-то его спросили: ты что ж это не встаешь, уже полдень. Да вот, читаю. Так не читают. Нет, как раз так – чтобы не углубляться.
Поскольку он интроверт, он вынужден общаться с другими, но, возможно, он все-таки не совсем интроверт – и раз уж он такой, он делает это поверхностно.
Этим, другим – приходится ходить с булавками и иногда колоть его. Выходит, и поверхностное общение начинается с углублений - иначе просто не заметит он другого.
Но вот о чем его уведомили. Были такие люди, которые постепенно превращались в деревья. Трансформанты типа (á) при этом еще могли отозваться, когда их люди спрашивали. Но до трансформантов типа (â), уже вполне деревьев, достучаться было невозможно. Разве что трансформанты типа (á) могли еще с ними обмениваться; но, наверно, уже и не мыслями, а какими-то древесными соками, шумами листвы.
… Я сижу перед окном, и по моему лицу скользят тени. Я буду долго так сидеть, как писал Льюис Кэрролл про одного недоумка.
Свиток с горы Мун
1.
Тот, кто дошел до последнего иероглифа,
не помнит первого.
Это называется пониманием.
Поэтому тот, кто умеет прочитать все сразу,
читать не умеет.
2.
Люди говорят: у птицы У слишком длинные ноги. Как же
она летает? Она слишком тяжелая.
Какой смысл в этих словах? Они ни разу не видели
птицу У в полете.
3.
Тот, кто имеет чашу, не пьет из стакана.
Тот, кто имеет стакан, не пьет из чаши.
А вот эти обе вещи.
Я должен отказаться от одной,
чтобы понять, что я имею.
4.
Град побил всходы, и они не взошли.
Правильно ли было называть их всходами?
Но один росток уцелел. И из него
возросло все сущее.
5.
Кто видел птицу У в полете? Пожалуй, не встретишь такого человека.
Тот, кому дано это увидеть, поймет меру протяженности.
То, что превзошло границу легкости -
того увидеть нельзя.
Поэтому оно кажется тяжелым.